«Учиться — значит расти. Учить — значит вдохновлять»
История Виталия Мерзликина — старшего лектора НЛИ по сноуборду
Виталий — старший лектор по сноуборду, обладатель категории «A» и ISIA-карты. Его путь пример того, как увлечённость катанием, системный подход к обучению и стремление к развитию приводят к профессиональным вершинам.
Сегодня он обучает инструкторов по всей стране и помогает формировать методическую базу НЛИ.
«Мой путь начался с картинки в журнале
— Виталий, как начался ваш путь в сноубординге?
— Я вырос в Миассе, занимался спортивными танцами и долго катался на скейтборде. Но развития в скейте тогда не хватало — не было инфраструктуры. Однажды увидел фото райдера в журнале: широкие штаны, маска, стиль. Это был 2008 год, и я понял, что хочу так же.
Мы с другом купили в складчину сноускейт, а позже и первый сноуборд. Пешком поднимались на закрытую горку и катались часами без тренеров, просто с горящими глазами. Мы тогда не знали, что существуют инструкторы.
Первые шаги в профессии
— Когда появилась идея стать инструктором?
— В 2010 году друзья предложили пройти категорию «С». Сначала думал, что это мне не нужно: «Я и так катаюсь». Но курс многое изменил: понял, что катался неправильно, быстро перестроился, хорошо сдал. Так начался мой путь инструктора.
— Удалось сразу начать работать?
— Да. На первой же тренировке меня приняли на ГЛЦ «Райдер». Позже получил и категорию «С» по лыжам, у нас ценили универсальность. Параллельно я учился в университете по специальности «инженер-строитель» и работал проектировщиком. Совмещать было непросто, но желание развиваться в спорте было сильнее.
— Когда вы решили продолжить обучение и идти дальше?
— Друзья и коллеги рекомендовали мне пройти категорию «B». Изначально я сомневался, поскольку уже учился и работал. Однако, преподавая, я понял, что хочу расти профессионально. В 2012 году я прошёл категорию «B» в «Абзаково Это серьёзный уровень: больше ответственности и глубины. Сдал успешно, но понимал — настоящий рост начинается в практике.
Тренировка в парке
Поворотный момент — лекторство
— Когда вы стали лектором НЛИ?
В 2013 году я закончил университет, переехал в Челябинск и устроился в крупную строительную компанию. Через полгода стал менеджером проектов. В этот период меня пригласили на лекторский сбор НЛИ. Я приехал, поучаствовал — и успешно прошёл квалификацию.
Передо мной стоял выбор: продолжить карьеру в офисе или полностью посвятить себя обучению инструкторов. Я выписал все аргументы, взвесил и понял, что хочу двигаться в направлении развития сноубординга. Уже через несколько дней я начал вести свой первый курс. Так началась моя работа лектором.
— Расскажите о получении категории «A».
— В 2014 году было принято решение формировать группу на категорию «A». Курс проходил частично в России, частично в Австрии. Первая часть состоялась на курорте «Солнечная Долина». Это был серьёзный вызов: высокий уровень требований, необходимость максимально чистой технической работы.
Категория «А». Австрия 2014 г.
Вторая часть прошла на леднике Штубай. Возможность кататься на сложных, но безопасных трассах позволила раскрыться, добавив скорости, динамики и уверенности. Экзамены длились четыре дня, и лишь в конце было объявлено, что я успешно прошёл аттестацию. Это был важный, очень эмоциональный момент.
«Это был момент, когда понимаешь: ты на правильном пути, но путь только начинается»
— Как развивалась ваша методическая работа?
— После категории «A» последовали лекторские сборы категории «B» и стажировка. Это был период активного обмена опытом, переосмысления подходов и погружения в методическую составляющую.
— Этот активный обмен информацией помог вам в роли методиста?
Обмен информацией необходим. После лекторского сбора категории «В» мне предложили разработать детскую методику по сноуборду, так как у меня был опыт работы тренером по сноуборду в детской секции.
Я прошел курс детской методики по горным лыжам у Андрея Федоровича Кутырева и это помогло мне в создании детской методики уже по сноуборду. Впоследствии, после первого сезона я вносил в неё корректировки и в этой редакции она применяется сейчас.
Перед экзаменом по категории «В». Абзаково. Лекторский сбор
![]()
— Как развивается «взрослая» методика преподавания?
— Большие изменения произошли в 2018 году, когда мы поехали стажироваться на «А»-категорию в Европу. Мы очень сильно пересмотрели саму концепцию сноубординга. Адаптировали методику и регламент курса под российские условия, выявили основной перечень элементов и упражнений. Мы согласовывали переход от жесткой доски по направлению фристайла, хафпайпа, бордкросса и дополнительных курсоров по фристайлу в парке, также согласовывали критерии оценки инструкторов категории «А».
— Что значит для вас получение ISIA-карты?«Мы постоянно обновляем подход. Сноубординг не стоит на месте — и мы тоже»
— Это тоже отдельная, история. Всего было проведено два ISIA-теста в России по сноуборду. На первый, я не попал из-за травмы. Пришлось подождать несколько лет.
И действительно, может быть это помогло лучше подготовиться и морально, и в техническом плане, больше опыта, больше наката, больше информации. Ведь мы катали бордкросс, когда проводили «А»-категорию. И вот, собственно, случился ISIA-тест, — особая точка во всём моём пути с категориями. Было очень необычное чувство, когда я проехал первую попытку, и сразу получилось попасть в нужное время.
И вот, я здесь: за 15 лет забрался на самую вершину — стал лектором категории «А», сдал ISIA-тест, но я не останавливаюсь.
— Как вы относитесь к обучению и развитию в профессии?
— Я уверен, что обучение невозможно завершить. В сноубординге всегда есть куда расти. Можно достигать высокого уровня, но утверждать, что владеешь всем, — значит ограничить своё развитие. Процесс обучения — постоянный, и именно это делает профессию живой и вдохновляющей.
«Век живи — век катайся. И учи — оставаясь учеником».

![]()

